Вы тоже заметили, что день как-то слишком быстро заканчивается, а годы летят, как крылатые птицы? А у некоторых время вообще проходит мимо. И вот об этом стоит поговорить серьезно. 

В нашем сознании время – линейно. Мы можем разделить его на отрезки, где есть начало и конец. Общепринятые и, скажем так, ощутимые отрезки – это час, день, месяц, год. Каждый думает, что есть прошлое, настоящее и будущее. Многие строят планы, прикидывая, сколько времени уйдет на их реализацию. Некоторым удается воплотить свои планы в жизнь в срок и тогда их взаимоотношение со временем более или менее гармоничное. 

Бывает, что планы строятся нереальные, а сроки не совпадают с ресурсами. В последствие возникает ощущение «я ничего не успеваю, потому что я … (дальше у каждого свой эпитет)». А что, если человек бессознательно ставит нереальные сроки, желая доказать себе и другим, что он – молодец! А если не успевает, то голос мамы или папы в его голове восклицает – «Опять не успел уроки сделать, балбес?!» или «Ну, сколько можно тебя ждать, капуша такая?!»

Например, в моем детстве папа всегда куда-то спешил. Все было очень срочным. И не важно, какие у кого дела. На вопрос, почему такая спешка, всегда находились аргументы для логического ума, но эмоциональное состояние (желания и возможности) учитывалось редко. Вероятно, оттого, что по темпераменту я больше созерцательная натура, внешние воспитатели пытались меня таким образом заземлить и придать скорости. Но это не помогало, потому что все происходило как в том анекдоте: «за сколько времени вы сможете выучить китайский? – а когда экзамен?» Да, с меня требовали результат, но не интересовались процессом. Все равно, как, главное сделать и вовремя. Поэтому учеба в школе нередко была «на отвяжись».

С одной стороны, такая тактика развивает у человека смекалку, с другой – он находится в постоянном напряжении, потому что боится наказания за то, что не успел что-то сделать. Во взрослой жизни из такого воспитания получаются работники, которые предпочитают быть в найме, но без постоянного контроля со стороны руководства и, желательно, в одиночку: брокеры, IT специалисты, архитекторы и т.д.

Дети с темпераментом побойчее будут капризничать и отстаивать свой темп, шлепаясь посреди магазина на пол, а если возьмешь на руки, начнут извиваться и истерить. Бунтарство может стать трамплином в жизни, а может сделать из него оппозиционера и вечно недовольного критика. СДВГ или гиперактивность у ребенка - это сигнал родителям, что ребенку не хватает включения взрослых в его, детский, темп и понимания, что восприятие времени и важности процессов у всех разное. 


Взрослые, помните, что дети лет до 6-8 живут на другой частоте мозга, близкой к тета, или медитативной (еще о мозге тут). 

Дети пребывают в своем мире, могут вас не слышать, а если и слышат, то ваш голос будет где-то очень далеко. Попробуйте сами помедитировать, и если вам понравится процесс, вы скоро научитесь спокойно реагировать на внешние раздражители. 

На тета-частотах вся информация от вас к нему проходит как по маслу, без фильтров и отпечатывается очень примитивно: если родители говорят «нет» без аргументов, значит они меня не любят, потому что я плохой; если нет времени, значит я не достойна их внимания (на минуточку, самых важных людей в мире!), потому что я – плохая и т.п. Чтобы не навредить, ребенка стоит мягко выводить из его тета-состояния, привлекая внимание доброжелательной интонацией и заблаговременно «программировать» фразами: «через 15 минут мы пойдем домой; через 10 минут мы собираем игрушки и идем домой». Бессознательное ребенка считает, что родитель спокоен, у него все под контролем и в планируемое время последует за вами спокойно домой.

Чем чаще родители в общении с ребенком «спускаются» на его уровень, тем спокойней и под защитой он себя чувствует, а это благотворно влияет на его психоэмоциональное развитие.

Какие лично у вас отношения со временем, расскажут фразы-определения типа:

* «время утекает сквозь пальцы» - возможно, вы что-то себе не позволяете? Зато у других это отлично получается?

* «в мои-то годы разве возможно?!» - чувства упущенных возможностей. Что вам не разрешали или даже запрещали в детстве? Возьмите это и сделайте сейчас!

* «куда уходят годы / молодость / энергия?!» - стоит провериться на травму отверженности. Травма развода или потери может обозначаться именно такой фразой.

Очень распространенное высказывание «время проходит мимо»? Посмотрите на каждое из этих слов внимательно, и вы увидите, что время в вашем сознании – это одушевленный образ, который умеет ходить. А еще он чем-то или расстроен, или зол, или наоборот, такой высокомерный тип, который даже вас не замечает. Поменяйте глагол с «проходит» на «проносится» и получите, что времени вообще до вас нет дела. Обидно? Еще бы! Насколько обидно? Где в теле зазвучала эта эмоция? На что или кого похож образ вашего времени? Может, всплывет какая-то ситуация из детства, когда вас маленького не замечали ваши родители, а у вас была важная задача – одеть куклу, а платье никак не хотело застегиваться. Время шло, кукла мерзла, а родителям все было «не до ваших игр». 

Детское внимание было направлено на происходящее во вне, хотелось понять, что такого важного существует в мире прямо сейчас, когда голова куклы застряла в пройме платья?! Что выбрал тогда ваш детский мозг: «я бессильна» или «ну, и не надо, я сама все сделаю!» зависело от вашего темперамента. 

В первом случае вы часто чувствуете себя жертвой, которая ничего не успевает и мало достигла в этой жизни. Во втором, скорее всего вы многое имеете, но, когда вспоминаете, какими усилиями, вам становится себя жалко, как ту маленькую девочку с куклой.

И с тем, и с другим поведением можно и стоит работать, чтобы разумное планирование стало образом вашей жизни, а время из неуловимого мстителя превратилось в друга и помощника. Квантовые физики уже во всю утверждают, что у времени НЕ линейный характер, и его можно замедлять. Если хотите этому научиться, записывайтесь на консультацию тут.