Со словом кризис у меня особые ассоциации 

07Помню, как моя бывшая коллега в Германии рассказывала про свою племяшку, девочку дошкольницу, которая чем-то была недовольно и очень по-женски воскликнула "Ich kriege eine Krise!". В переводе на русский «Я сойду с ума!» или дословно «Я получу кризис!».

Фраза мне понравилась с точки зрения расширения словарного запаса, и я даже прикидывала, где бы в разговоре ее "ввернуть". Несколько дней спустя случай подвернулся. Мой немецкий бойфренд меня чем-то сильно расстроил, и на его сообщение в WhatsAppя я ему ответила той самой фразой. Еще и порадовалась своим знаниям, наивная. Но именно после неё мы расстались, потому что в ответ я получила: «Не нравится, до свиданья!»

Так вот кризис для одного - это сигнал, что пора что-то менять, чтобы стало лучше, а для другого - повод поставить точку.

С точки зрения физиологии, кризис тесным образом связан с перестройкой гормональной системы. Детство наиболее богато на кризисы; да и понятно, ребенок растет, организм меняется. У взрослых есть три основных кризиса, остальное – это нерешенные проблемы детских кризисных периодов.

Чтобы мелких кризисов было меньше, всем настоящим и будущим родителям лучше знать хотя бы в общих чертах про этапы становления ребенка, и, по возможности, помогать ему пройти их максимально гармонично.

Самый главный период в жизни человека – это первые 21 месяц с момента зачатия. В это время решается, останутся ли базовые позитивные убеждения, с которыми душа ребенка приходит к маме, или изменятся на что-то другое. Их всего 4, но на основе них строятся все дальнейшие событийные ряды:

  1. МИР В ПОРЯДКЕ
  2. Я В ПОРЯДКЕ
  3. ДРУГИЕ В ПОРЯДКЕ
  4. БОГ В ПОРЯДКЕ

1. МИР В ПОРЯДКЕ. 

Свой первый серьезный кризис человек переживает в момент рождения – выход из утробы матери в мир. Чем комфортнее прошли роды, чем сердечнее была встреча с мамой и другими людьми, тем больше шансов, что у ребенка закрепится базовое доверие – «МИР В ПОРЯДКЕ». Все это возможно создать в атмосфере любви и осознанности, когда родители подготовлены, врачи спокойны, и все это происходит в приятной обстановке. «Мы так рады тебе, малыш! Мир любит тебя! Добро пожаловать!»

Представьте, вы в незнакомой стране, заходите в чей-то чужой дом, а вам там рады, как любимому члену семьи. Конечно же вы почувствуете любовь всего мира через эту семью.

2. Я В ПОРЯДКЕ

Это убеждение будет принято, если ребенку в первый год жизни создаются условия, как кенгуренку в маминой сумке. Когда у мамы есть поддержка и все необходимое для восстановления после беременности и в период кормления, то ей проще дать малышу максимум любви и заботы. При этом женщина должна понимать, что ребенок не кукла, которую можно отложить, наигравшись. И даже не кошка. Морально подготовиться, что ребенок сначала только потребитель. Рассчитывать на то, что его улыбка вернет к жизни после бессонной недели, не стоит. Когда женщина устала, ее мало, что порадует.  

Женщине хорошо бы договориться со своим мужчиной заранее, что с появлением малыша ему придется вырасти окончательно, а также со всеми близкими. Иначе может возникнуть дополнительная негативная нагрузка в виде обиженного папы ребенка, потому что ему не хватает заботы, обиженных бабушек и дедушек, потому что к их советам не прислушиваются, обиженных подруг, потому что все разговоры бессознательно становятся о детях, обиженных начальников, потому что они думали, что сотрудница вернется на работу через пару месяцев.

Женщина будет нервничать, а это мгновенно передается ребенку. До года дети общаются с мамой только через эмоции, следовательно может возникнуть «недопонимание»:

мама грустная, когда на меня смотрит, ей плохо, это все из-за меня, значит я плохой. Я НЕ В ПОРЯДКЕ!

3. ДРУГИЕ В ПОРЯДКЕ

Тут все просто, но одновременно это самая сложная установка. Она про честность, доверие, открытость, искренность. Со всем этим набором чувств и эмоций ребенок приходит в наш мир. Он может ее сохранить в том случае, если его ближайшее окружение использует по отношению друг к другу минимум манипуляций и максимум честности. Это про осознание своих ролей, про объективность восприятия ситуации, про обратную связь, про личные границы, уважение свобод других, и конечно же, про силу духа. 

Да, ребенок делает все искренне, в соответствии со своими потребностями и желаниями. Он еще не научился хитрить и манипулировать.

Но если есть хорошие учителя, то эта установка быстро задвинется в глубины бессознательного, и в будущем он станет активным участником взрослых игр.

4. Что БОГ В ПОРЯДКЕ, малыш тоже знает получше взрослых. 

Говорят, у детей до 7 лет прямой канал к коллективному бессознательному. А там уж как повезет: зависит от того, какие в семье отношения с духовными ценностями. В моем понимании это не про глубокую религиозность. Я это ощущаю, как умение радоваться, почитать старших, безусловно любить, верить в себя и уважать выбор других. 

Про остальные кризисы детства читайте в моей следующей статье.